
Государственная Дума приняла поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Изменения предполагают запретить школьникам пользоваться телефоном во время уроков, кроме ситуаций, связанных с опасностью для жизни и здоровья. Как известно, любое нововведение требует адаптации. Педагог-психолог Людмила Проскурина рассказала читателям «Красного знамени», насколько тяжело этот период пройдет для учеников.
Людмила Проскурина — педагог-психолог школы № 8 имени В. Солдатенко станицы Келермесской. Она работает с детьми на протяжении 16 лет, является руководителем районного методического объединения психологов.
— Людмила Викторовна, как Вы считаете, легко ли детям будет отказаться от смартфонов на уроках?
— Адаптация пройдет быстро для тех обучающихся, кто не попал в зависимость от телефона. Таких по моим наблюдениям около 80%. А вот для тех обучающихся, кто столкнулся с телефонной зависимостью, будет болезненно, но не критично.
Хочу отметить, что в настоящее время существуют ограничения пользованием телефона в учебном процессе. С 1 января 2021 года вступили в силу Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, согласно которым «для образовательных целей мобильные средства связи не используются». Мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета, поскольку такие гаджеты имеют маленький размер экрана, что провоцирует напряжение органов зрения и нарушение осанки. Педагоги школ соблюдали данное требование при проведении уроков.
— Насколько дети зависимы от гаджетов?
— В школе около 60% учеников имеют свои телефоны, из них четвертая часть — зависимы. Они проводят много времени в сети — более 5 часов.
— Почему у ребят возникает зависимость от телефона?
— Причин много, и они разные. В первую очередь, это пример родителей. Из-за занятости взрослых возникает дефицит родительского общения. У детей появляется чувство одиночества в семье и, как следствие, они ищут способы коммуникации.
— Зачастую родители сами дают телефон в руки детям ещё в раннем возрасте, чтобы они не отвлекали их от дел. Как вы на это смотрите?
— Отрицательно. От одного года до трех лет — период раннего развития ребенка, у которого ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный. Ребенку необходимо потрогать, понюхать предмет, а использование гаджета не заменит ему реального окружающего мира. Яркие, быстро мелькающие картинки нарушают формирование зрительного аппарата и дают нагрузку на незрелую нервную систему ребенка.
Также в первые три года жизни у ребенка идет процесс развития коммуникативных навыков. Начинает развиваться речь, и для этого необходим постоянный эмоциональный контакт с близкими взрослыми. Раннее начало пользования телефоном будет тормозить данный процесс.
— Какой эффект даст запрет пользования телефоном на уроке?
— Решение о запрете использования гаджета в учебном процессе поможет учителям бороться с нарушителями дисциплины, которые используют телефон не для получения знаний, а для развлечения. Для учащихся тоже есть положительные стороны: улучшение здоровья, повышение качества знаний и уровня воспитанности у обучающихся.
— Как помочь школьнику с зависимостью от гаджетов?
— Всегда оговаривайте временные рамки игры на компьютере или в телефоне и точно их соблюдайте. Если ребенок или подросток уже склонен к компьютерной (телефонной) зависимости, он может проводить за компьютером (телефоном) 1 час в будний день и 1,5 часа в выходной, но обязательно с перерывами. При этом важно показывать личный положительный пример. Если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам отец должен соблюдать время и не играть по три-четыре часа кряду.
Не идите путем насилия и ввода строгих запретов и ограничений, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение может привести к кардинальным поступкам: попытке суицида, уходу из дома. И помните: виртуальный мир не должен заменять реальный. Проводите время с ребенком, составьте список дел с совместными занятиями. Прогулки с родителями и друзьями, живое общение, встреча с искусством, чтение книг, созидательная деятельность, физический труд, игровые виды спорта — это все не должно быть заменено гаджетами.
— Благодарим, Людмила Викторовна, за интересное и содержательное интервью.
Д. Ростовцева.
Фото из личного архива Л. Проскуриной.
Отправить ответ