
Строительство Байкало-Амурской магистрали — одно из самых значимых событий в истории нашей страны. Здесь, в холодных краях Забайкалья, в один момент собрались люди разных национальностей, возраста и пола с одной целью — осуществить стройку века. Среди них были и наши земляки. Владимир Василенко из станицы Гиагинской поделился своей историей.
В 18-летнем возрасте он получил повестку в армию с предписанием пройти воинскую службу в железнодорожных войсках Байкало-Амурской магистрали.
— Служба пришлась на начало строительства железнодорожной магистрали, на 1975-77 годы. Мы жили в городе Сковородино, а работали во многих населённых пунктах: Архара, Райчихинск, Свободный и так до города Биробиджан. Я смог увидеть всю железную дорогу, — рассказывает Владимир Васильевич.
Прокладку путей на Байкало-Амурской магистрали начинали строить солдаты.
Процесс выглядел так. Засыпали полотно и укладывали рельсошпальную решётку, выравнивали, трамбовали
Затем солдаты молотком набивали железнодорожные костыли, за ними двигался человек с костыльным путевым молотком и вбивал их глубоко в шпалы.
Железнодорожные костыли — это тяжеловесные десятисантиметровые гвозди, предназначенные для скрепления рельс и деревянных шпал. Молоток, который смог бы вбить такие громадные крепежи, весил около четырёх килограммов. К вечеру руки «отваливались». Усугублял работу бамовцев суровый таёжный климат. Зимой холод доходил до минус 40 градусов, а летом из-за жары солдаты раздевались до нижнего белья. Тяжелый физический труд и однообразное питание — суровые реалии службы в армии того времени. Но сложности не отпугивали советских солдат, ведь «характер закаляется в труде».
— Для меня, как и для солдат, кто служил на БАМе, это оказалось хорошей школой жизни, которая научила стойкости, выживаемости, собранности и работоспособности, — уверен Владимир Василенко.
— Я познакомился с людьми разных национальностей: татарами, немцами, литовцами — со всего Советского Союза. И самое главное — у нас никогда не было ссор из-за национальной принадлежности. У всех характер был дружелюбный. Вечерами у нас хватало сил лишь на кратковременные настольные игры.
Зарплаты на железнодорожной стройке достигали 800 рублей. Но к солдатам это не относилось, их оклад составлял 3 рубля 80 копеек. Лишь некоторые, как вспоминает Владимир Васильевич, могли заработать несколько десятков рублей.
— Эти деньги уходили на подшивной материал. У нас был магазин в части, назывался «Чипок», там мы и закупались, — вспоминает Владимир Василенко.
Дома в это время Владимира Васильевича ждала его невеста Ольга. С ней он был знаком ещё со школьной скамьи. Находясь на службе, Владимир Васильевич старался писать ей письма и высылать фото каждые пару месяцев. После возвращения из армии сыграли свадьбу. Всю свою жизнь глава семьи работал водителем, и будучи на пенсии, продолжает трудиться. Сейчас его стаж достиг полувекового юбилея.
— Служба в железнодорожных войсках воспитала во мне ещё и трудолюбие, — считает Владимир.
Дорога БАМа была построена в тяжелых погодных и физических условиях, но люди с этим справились. БАМ — достояние нашей страны, а их создатели — наша гордость!
Дарья Ростовцева.
Фото из личного архива
Владимира Василенко.
Отправить ответ