Сегодня, 29 июня, в России отмечают День партизан и подпольщиков. На протяжении всей истории страны народное ополчение было грозной силой, наносящей ощутимый урон врагу. В 2023 году в Адыгее был издан сборник «Адыгейская автономная область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», в который вошли документы, долгие годы хранившиеся в архивах под грифом «секретно». Предлагаем нашим читателям заглянуть в эти исторические бумаги и вместе с нами узнать о том, как в Гиагинском районе боролись с оккупантами и какие бедствия принесли нашей земле фашисты.
История даты
Война, которая для других стран земного шара называется Второй мировой, для России навсегда останется Великой Отечественной, когда на защиту Родины встал весь народ. 29 июня 1941 года вышла Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о необходимости создания партизанских отрядов. «…В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии…, создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия», говорится в документе.
Защитим страну
Летом 1941 года в районах Адыгеи были сформированы истребительные батальоны. В их задачи входило патрулирование улиц, охрана учреждений и магазинов. Батальон действовал и в Гиагинском районе.
В сборнике «Адыгейская автономная область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» приводится протокол № 69 заседания бюро Адыгейского областного комитета ВКП(б) от 25 июля 1941 года, который хранился в Национальном архиве РА с пометкой «строго секретно». В документе говорится:
«Истребительный батальон Гиагинского района и объединённый истребительный батальон города Майкопа и Майкопского района сформированы правильно. В состав батальонов отобраны лучшие люди из числа партийного, комсомольского и советского активов, готовые в любую минуту нанести сокрушительный удар парашютным десантам и диверсантам противника».
Наряду с этим отмечены и недостатки, которые следовало устранить немедленно: текучесть личного состава, прогулы занятий, низкий уровень учёбы и политико-массовой работы.
Оккупация
Территория Адыгейской автономной области была оккупирована с 9 августа 1942 по 18 февраля 1943 года. Бюро Адыгейского обкома ВКП(б) заранее приняло решение о создании областного партийного центра для руководства партизанским движением и подпольем, учреждены структура и зона действий партизанских отрядов.
Как следует из докладной записки секретаря по кадрам Адыгейского обкома ВКП(б) Л.Н. Бондаренко, «9 августа с. г. в 18 часов 30 минут немецко-фашистская армия внезапно заняла город Майкоп. Областной руководящий партийно-советский актив, будучи обстрелян с танков пулемётным огнём и автоматчиками, рассредоточился по близ окружающим дворам и огородам, ибо, будучи вовсе не вооружённым, либо имеющим при себе пистолеты Коровина, никакого сопротивления оказать не смогли». В руки оккупантов попали оружие и боеприпасы, мобилизационный план, фамилии подпольщиков, места явок, пароли и отзывы, базы районных подпольных центров, партизанских отрядов и список руководящего состава отрядов…
Штаб Майкопского куста объединял 14 партизанских отрядов с общей численностью 1 179 партизан, 94 из них — женщины. Большой вклад в освобождение от фашистской оккупации внёс Гиагинский партизанский отряд, в который вошли 120 жителей станицы Гиагинской, Дондуковской и близлежащих хуторов. Он был переформирован из истребительного батальона, действовавшего с первых дней войны.
Основным местом концентрации партизанских отрядов и штабов куста являлись леса Майкопского района. Они прикрывали партизан от преследования немцев и являлись хорошим исходным местом для совершения налётов, диверсий, развёртывания войны в тылу.
Зверства фашистов
Бедствия, которые причинили фашисты оккупированной Адыгее, официально зафиксированы. Документы хранятся в фондах Национального архива Республики Адыгея, Государственного архива и Центра документации новейшей истории Краснодарского края. Давайте заглянем в эти свидетельства жестокости и наглости нацистов, которые, пусть и на короткий период, но всё же считали себя хозяевами нашей земли.
По не полностью вскрытым данным немецкие варвары расстреляли в районе свыше 300 человек — мирных, ни в чём неповинных жителей.
Бандиты истребляли еврейских граждан, невзирая на их возраст, они расстреляли доктора Кац П.А., с ней двух малых детей 2,5 и 5-летнего возраста, учительницу Шварцман Елену Евсеевну и ряд других.
В одном только селе Сергиевском зверски расстреляно 92 человека. Из них: 28 женщин, 45 детей и 19 мужчин. Были матери с грудными детьми и беременные женщины. Расстреляна гражданка Литвин Софья — комсомолка и её мать — старушка 68 лет за то, что неприветливо отнеслись к немцам. Бандиты убили 3-х учеников-пионеров Шишкинской школы: Близнец Ваню, Титаренко Ваню и Нитёсову Шуру за то, что они повредили телефонную связь.
В Сухобалковском сельсовете немцы захватили 12 раненых красноармейцев, измучили их голодом, пытками, а затем расстреляли.
Немецкие власти и местные предатели проводили разгул и глумились над женщинами и девушками. Они изнасиловали двух девушек — колхозниц, сестёр Ивановых: Марию и Прасковью. Устраивали порку в сельском Сергиевском совете мирным жителям.
Фашисты затеяли коварный план: под видом вербовки хотели организовать вывоз молодёжи района.
В числе расстрелянных — партизаны Гиагинского отряда.
Сейчас на месте расстрела стоит мемориал, а когда-то, 80 лет назад, здесь был Малахов сад. Вот как вспоминала в июле 1943 года об этом событии Валентина Васильевна Немиро:
— Я до оккупации и в период оккупации жила в станице Гиагинской и была свидетельницей того, как 11 декабря была взята группа жителей станицы Гиагинской в количестве 13 человек, в том числе 3 женщин и ребёнка. Пионер Володя взят был вместе с отцом Пивоваровым. Все они были посажены в смертельную камеру в здании жандармерии. Эта группа была вывезена на машине за станицу, якобы их повезли на работу в Майкоп, на макаронную фабрику, а в самом деле эти люди были расстреляны в 2 километрах от станицы, в саду колхоза им. Будённого.
Её слова занесены в протокол опроса уполномоченным районной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников Марфой Казевич.
Другой житель Гиагинской, Пётр Танцура, был схвачен и сидел в подвале жандармерии вместе с пленными партизанами. Их избивали палками и плетьми. Около пяти вечера группу людей вывезли на чёрной машине, как оказалось впоследствии, — на казнь. Петра Филипповича и ещё троих, оставшихся в подвале, отпустили. Но спустя месяц снова упрятали в подвал, где он и просидел до прихода Красной армии.
В архивах сохранились протоколы опросов местных жителей, в которых — история грабежей, убийств, разорения колхозов и личных хозяйств. Участник партизанского отряда Михаил Литвинов рассказывал комиссии, что отряд эвакуировался в леса возле станицы Кужорской во время наступления и приближения немцев к Гиагинской. В последних числах ноября 1942 года он вместе с товарищами — агрономом МТС Пасмуровым и директором МТС Черским были присланы в Гиагинскую по заданию.
— Жизнь дальнейшая в станице протекала в большой опасности и не было возможности видеться с товарищами для дальнейших переговоров. Скрываться дальше нельзя было, и мы вынуждены были пойти на прописку. Вскоре забрали меня и посадили в смертельную камеру, — рассказывал Литвинов.
Начались допросы, избиения на протяжении двух недель. Михаил Литвинов выжил, получив инвалидность.
Из акта «О зверствах и нанесённых убытках народному хозяйству и населению Гиагинского района Адыгейской автономной области немецкими оккупантами в период временной оккупации района». Засвидетельствован комиссией в составе: Ефимова Ф.Е., Королькова А.И. — медврач, Колесникова — председатель Гиагинского сельсовета, от учителей — Комбарова, тов. Ясинская Н.В. — рабочая.
«Комиссией установлено, что в период пребывания и отступления немецкой армии взорвано, сожжено и разрушено: ж/д станций — 2, разъездов — 2, элеваторов — 2, складов Торгплодовощтрестов — 2, складов Сортсемовощ — 1, Гиагинская МТС и МТМ со всем оборудованием, Дондуковский соевый комбинат, госмельница, школ — 3, районная библиотека. Приведены в безобразное состояние все больницы и амбулатории. Разграблены склады магазинов и столовых сельпо, разрушено колхозных построек 22, построек и домов колхозников 78, домов жилищного управления — 120.
Забрано и уничтожено в колхозах: лошадей до 2 000 голов или 50% наличия до эвакуации, крупного рогатого скота 3 900 голов — 80%, свиней 5 500 голов — 98%, овец и коз 7 234 головы — 58%, полностью уничтожены колхозные птицефермы с поголовьем 23500 штук. Все колхозы района имели по 4-5 ферм до оккупации. К периоду освобождения не осталось ни одной фермы. В колхозе «Партизан» осталось только две коровы, в колхозе им. Фрунзе из 275 голов крупного рогатого скота осталось только 6 голов. Вывезено и уничтожено зерна, только по неполным данным, из колхозов свыше 90 тысяч центнеров.
После ограбления колхозов и уничтожения колхозного скота и хлеба 25 ноября 1942 года был объявлен немецкими оккупантами окончательный роспуск колхозов. 23 ноября 1942 года в честь роспуска колхозов гестапо расстреляло десятки лучших преданных родине коммунистов и специалистов. Они убили партизан: тов. Бугрименко — секретаря РК ВКП(б), тов. Позднякова — начальника райотделения милиции, Щербакова — работника милиции. Расстреляли главного агронома Гиагинской МТС тов. Пасмурова, директора МТС тов. Черского и много других».
Освобождение
Зимой 1943 года Адыгея была освобождена. Оккупантов прогнали, а местные жители принялись восстанавливать разрушенную жизнь.
За время с 9 августа 1942 г. по 1 февраля 1943 г. партизанские отряды Майкопского куста провели свыше 200 боевых операций против немецко-фашистских войск и их ставленников, в результате было убито 1 785 немецких солдат и офицеров, ранено 429 солдат и офицеров, взято в плен 190 гитлеровцев — всего 2 404 человека. Уничтожено: грузовых автомашин — 54, легковых автомашин — 2, автобусов — 1, мотоциклов — 10, тракторов — 3, транспортных самолётов — 1, бронемашина — 1, железнодорожного полотна — 385 метров, склад с продовольствием и боеприпасами — 1. Взорвано мостов — 3. Захвачены трофеи: пулемётов — 19, миномётов — 4, автоматов — 38, винтовок — 356, пистолетов — 12, патронов — 268 800 шт., мин — 400 шт. Кроме этого, отбито у немцев и передано частям Красной армии 5 600 голов крупного рогатого скота.
Партизаны Адыгеи совместно с частями Красной армии стойко сражались за свою Родину, громили немецко-фашистские орды до полного изгнания их из нашей земли, покрыв свои героические дела и боевые знамёна неувядаемой славой.
О трудовом подвиге жителей Гиагинского района в годы Великой Отечественной войны мы расскажем в нашей следующей статье.
Алёна Мачульская.
По материалам архивов Адыгеи и Краснодарского края.
Отправить ответ