Наследники победителей. Симфония жизни 18.01.25 г. № 3

В школе № 8 им. В. Солдатенко станицы Келермесской прошёл урок мужества. На встречу с учениками прибыли председатель Совета ветеранов-пограничников Республики Адыгея Игорь Кубанов и помощник председателя филиа­ла ветеранов-пограничников в станице Келермесской Геннадий Кузнецов. Темой встречи стала историческая дата — 12 января 1943 года началась операция по прорыву блокады Ленинграда, которая носила название «Искра».

В школьном кабинете собрались ученики 8 и 11 классов. Ребята внимательно слушали ветеранов-пограничников, а на экране сменяли друг друга чёрно-белые фотографии — документальные свидетельства немыслимой жестокости фашистов и беспримерного подвига защитников и жителей Ленинграда.

Блокада началась 8 сентября 1941 года. Почти 900 дней город находился в окружении но, несмотря ни на что, не сдался врагу.

— У фашистов был приказ — пленных не брать. Все жители должны быть уничтожены. Ленинград должен перестать существовать, — рассказал ребятам Игорь Кубанов.

Не сумев захватить город, противник решил взять его измором. Все дороги, соединявшие Ленинград с большой землёй, были перерезаны. Карта блокадного кольца, архивная схема захваченных фашистами территорий — всё это школьникам продемонстрировали в видеоролике.
Еды в Ленинграде уже не было. В город хлынули беженцы, которых тоже надо было кормить. Сильные морозы, не прекращающиеся авианалёты и бомбёжки, отсутствие воды из-за лопнувших труб — такой стала зима 1941 года.

— Все знают норму блокадного хлеба — 125 грамм. Крохотный кусочек, который для многих был единственной пищей в день. А в составе — ржаная обойная мука, пищевая целлюлоза, жмых, обойная пыль, пыль из мешков, в которых хранилось зерно. Люди были настолько истощены, что у многих пропадало желание жить, — рассказал школьникам ветеран-пограничник.

Единственная связь с большой землёй — «Дорога жизни» по льду Ладожского озера. Тонкая нить, благодаря которой можно было доставить провизию и вывезти детей и раненых.

— Посмотрите на фото — у грузовиков открыты двери. Водителям запрещалось закрывать их, чтобы в случае опасности можно было выпрыгнуть. Каждый день в Ладожском озере тонули 10 и более автомобилей. Очевидцы вспоминали, что из-под толщи ледяной воды ещё долго светились фары уходивших на дно машин.

Даже в таких условиях ленинградцы оставались людьми. Работали на заводах, где производились снаряды и мины, отдавая последние силы ради победы. Спасали от разрушения памятники архитектуры и скульптуры, исторические здания. В школах продолжались занятия.

В 1942 году в осаждённом городе состоялся концерт — была представлена знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, «Ленинградская» симфония. Зал был полностью заполнен, очереди за билетами были длиннее, чем за хлебом. Трансляция концерта велась на весь Ленинград, по радио и через уличные громкоговорители. Над крышами домов звучала музыка как гимн непобеждённому городу.

— Знаете, что связывает Адыгею и блокадный Ленинград? — спросил у школьников Игорь Кубанов. — К нам привезли два эшелона детей-блокадников. Их распределили — отправили в Хамышки, рабочий посёлок Михизееву Поляну. Когда пришли фашисты, случилось страшное преступление. Весь посёлок был уничтожен. Расстрелянные жители лежали в семи ямах. В отдельной яме — ленинградские дети. Их спасали из блокадного города под пулями и бомбами, но фашисты настигли их здесь.

А пока город боролся за выживание, немцы привезли на передовую психологов, чтобы немецкие солдаты, не дрогнув, расстреливали спасающихся мирных жителей — детей, женщин, стариков. Они рассчитывали, что обессиленные ленинградцы поднимут бунт и побегут к врагу. Их расчёты в очередной раз не оправдались. Ничто не сломило дух людей.

— После всего, что пережила наша страна, разве Россия не имеет права до конца бороться с фашизмом? Мы не хотим повторить то, что пришлось пережить в Великую Отече­ственную войну. Фашизм не должен существовать, — такими словами завершили встречу ветераны-пограничники.
Насколько важно для современных школьников встречаться с защитниками страны, знакомиться с героическими страницами истории своей Родины?

— Задача, которую мы сейчас выполняем по военно-патриотическому воспитанию, — первостепенная. Мы становимся инициаторами таких встреч, считаем, что борьба за души наших детей — главное. Со школьной скамьи дети должны знать, как наша страна победила фашизм в Великую Отечественную войну, как мы преодолели все сложности и выстояли. И узнавать это ребята должны не из интернета, не от агентов западных спецслужб, которые отравляют души наших детей. Мы приходим к ним и рассказываем правду, подтверждая каждое слово фотодокументами. Это очень важно, — прокомментировал «Красному знамени» Игорь Кубанов.

Алёна Мачульская.
Фото автора.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.