Дата. Благополучие человека в приоритете 15.03.25 г. № 19

Сегодня, 15 марта, в России отмечают День защиты прав потребителей. Государство защищает наши право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей, на здоровую окружающуюся среду.

За разъяснением законодательства в сфере защиты прав потребителей мы обратились к начальнику отдела филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» в Шовгеновском, Кошехабльском и Гиагинском районах Валентине Кирилловне Постовой.

— Валентина Кирилловна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о том, какие мероприятия реализуются специалистами Вашего центра.

— Знать свои права важно, а уметь применять их на практике, в жизни – ещё важнее. Центр гигиены и эпидемиологии реализует ряд мероприятий по пропаганде защиты прав потребителей. Специалистами нашего отдела постоянно проводится тематическое консультирование граждан и индивидуальных предпринимателей, должностных лиц организаций. В 2024-2025 годах по Гиагинскому району было зарегистрировано 3 жалобы по вопросам оказания услуг.

— Из каких сфер деятельности были жалобы?

— Они касались оказания услуг газоснабжения, электроснабжения и оплаты услуг связи. Все жалобы были рассмотрены в срок. Законные требования потребителей удовлетворены. Необходимо отметить, что в сфере торговли законодательство о защите прав потребителей в подавляющем большинстве случаев выполняется. И производители, и продавцы осознают ответственность за неисполнение законодательства, поэтому требования выполняются, для этого созданы необходимые условия.

— В 2025 году становится обязательной маркировка товаров. Под маркировку попадают одежда, обувь­, текстиль для дома, пиво, парфюмерия, молочная продукция, питьевая вода и еще более 10 категорий. На Ваш взгляд, насколько важна маркировка товаров в отношении защиты прав потребителей?

В связи с тем, что в настоящее время производителями проводится маркировка большинства потребительских товаров, обеспечивается прослеживаемость товаров от этапа производства до его реа­лизации, жалобы на их качество прак­тически отсутствуют.

Однако хотелось бы обратить внимание на изменившиеся за последние годы обстоятельства в сфере оказания услуг. Законодательно провозглашена презумпц­ия добросовестности предпринимателя, введён запрет на надзорные проверки объектов малого бизнеса, государством предоставляются значительные меры поддержки малому бизнесу.

— Хорошо это или плохо для нас — потребителей?

— Безусловно, в этом есть положительные моменты. Растёт доступность и качество услуг и товаров. Но вместе с тем, ряд индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, оказывающих услуги, не имея необходимой профессиональной подготовки, не всегда выполняют обязательные требования по выполнению санитарных правил, в том числе не проводят плановые лабораторные исследования качества и безопасности услуг.

Например, предприниматели, оказывающие парикмахерские, косметические услуги: педикюр, маникюр, татуаж обязаны проводить лабораторный контроль качества дезинфекции и стерилизации инструментов, однако эта работа в нашем районе не проводится.

В связи с этим граждане, получающие перечисленные услуги, рискуют получить серьёзные инфекционные заболевания, такие как вирусный гепатит В или вирусный гепатит С. В нашем отделе организовано и регулярно проводится гигиеническое обучение работников различных профессий, однако индивидуальные предприниматели и самозанятые, оказывающие перечисленные услуги, к нам не обращались. Возможно, они находят другие источники информации, но мы готовы и консультировать, и обучать, у нас есть неплохой опыт данной работы.

— Но в этом случае возрастает ответственность самого потребителя услуг?

— С учётом сказанного, возрастает ответственность потребителя услуг. Потребитель должен знать особенности оказания той или иной услуги и самостоятельно оценивать риски. Если кондитерские изделия готовятся в домашних условиях, без соблюдения гигиенических требований – употреблять эту продукцию небезопасно. Если при оказании услуги маникюра вы не видите оборудования для стерилизации, а это либо автоклав, работающий под давлением, либо сухожаровый шкаф, то в целях своей безопасности откажитесь от такой услуги.

— Валентина Кирилловна, что Вы можете пожелать нашим жителям в этот день?

— Поздравляю всех потребителей и производителей с праздником. Желаю всем доброго здоровья.

Светлана Божко.
Фото автора.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.