
Сотрудники Госавтоинспекции бьют тревогу — с наступлением тёплой погоды стало больше приводящих к тяжким последствиям дорожных происшествий с участием подростков на лёгких спортивных мотоциклах (питбайках). Эти транспортные средства принципиально не предназначены для передвижения по улицам населённых пунктов. Тем не менее многие родители покупают их детям, ставя под угрозу их жизнь и здоровье. О причинах и последствиях подобного поведения в интервью «СА» рассказал начальник отдела пропаганды дорожной безопасности Управления Госавтоинспекции МВД по Адыгее Мурат Бзегежев.
— За первый квартал этого года в Адыгее произошло семнадцать дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Это практически вдвое больше, чем за такой же период прошлого года. Одиннадцать происшествий из этого числа — с участием детей, которые не достигли шестнадцати лет. Большинство происшествий с участием подростков связано с лёгкими спортивными мотоциклами.
В январе погиб четырнадцатилетний подросток. Он ехал по главной дороге, но его не заметил водитель, выезжавший из-за поворота. В конце марта семнадцатилетний мотоциклист столкнулся с КамАЗом. Подросток, не имевший права управления транспортным средством, выезжая на дорогу на питбайке, не предоставил преимущество в движении и столкнулся с грузовой машиной. В результате ДТП несовершеннолетнего мотоциклиста доставили в медучреждение с различными травмами.
— Проблема очевидна, но почему для управления питбайком не требуются водительские права?
— Питбайк — это спортивный инвентарь, не предназначенный для передвижения по дорогам общего пользования. Таким мотоциклом можно пользоваться лишь на специально организованных закрытых площадках, мотокроссных трассах, мототреках, парках для экстремального спорта. В такие места питбайк необходимо доставлять, а затем и забирать его обратно на соответствующем прицепе.
Питбайк не предназначен для обычных дорог, поскольку у него нет фар, поворотников и зеркал заднего вида. Подчас отношение к техническому состоянию такого транспорта можно охарактеризовать словами: «Едет, и ладно».
Передвигаясь на питбайке по населённому пункту, водитель практически не защищён — даже если он наденет шлем, это сложно назвать защитой. Падение с мотоцикла почти всегда влечёт травмы — в лучшем случае ссадины и ушибы.
Вместе с тем питбайк не требует ПТС, он не подлежит государственной регистрации. Страховка и водительские права также не требуются. Это, скорее всего, и подталкивает родителей покупать своим детям такую технику. В свою очередь, несовершеннолетние массово используют питбайки именно для передвижения по населённым пунктам. Причем подчас они делают это в вызывающей манере — с шумом, рёвом, создавая дополнительные неудобства для участников дорожного движения и жителей окружающих домов.
Проблема актуальна для всей страны, не только для Адыгеи и Краснодарского края. В ряде регионов прорабатывают меры противодействия. Где-то, к примеру, ввели для заправок запрет на продажу топлива несовершеннолетним. Но эффективность такого шага вызывает сомнения, ведь и мотоциклы дети покупают не сами — для них это делают родители.
— Тем не менее ответственность за детей несут взрослые?
— Если нарушитель правил дорожного движения не достиг возраста привлечения к административной ответственности, протоколы составляются в отношении родителей. Материал направляется на комиссию по делам несовершеннолетних. Родителей вызывают на её заседание, проводят беседу. Обычно на первый раз выносится предупреждение, но если родители вновь не исполнят свои обязанности, то назначается штраф.
— Ситуация, вероятно, значительно хуже, если несовершеннолетний водитель повредил чужое имущество или спровоцировал ДТП, в котором пострадали люди…
— В этом году мы практически в два раза увеличили количество встреч и с учащимися, и с родителями. А с недавнего времени к разъяснительной работе присоединились сотрудники следственного управления. Они объясняют аудитории, что для родителей не исключена и уголовная ответственность, и такие случаи в России уже есть. Например, в Краснодарском крае перед судом предстал отец, который купил и передал своему двенадцатилетнему сыну питбайк. Через две недели ребенок попал в аварию и получил серьезные травмы. Отца не смутило то, что сын не имел навыков управления и не знал правил дорожного движения.
Ещё в одном случае родители нам рассказали, что были рады, купив сыну мотоцикл. До этого он постоянно сидел за компьютером, и их это начало беспокоить. В итоге подросток ехал по гравийной дороге и сбил трёхлетнего ребенка.
— Но как быть, если родители всё же желают купить ребенку мотоцикл или мопед?
— Дождаться, когда ребенок подрастёт, отправить его на обучение в автошколу. И когда он получит водительское удостоверение, купить соответствующее возрасту и навыкам юного водителя, подлежащее регистрации транспортное средство. Так родители помогут ему стать достойным участником дорожного движения, способным побеспокоиться о своей собственной безопасности и о безопасности окружающих.
Для управления мотоциклом объёмом двигателя свыше 125 кубических сантиметров необходимы права категории «А». Их можно получить с восемнадцати лет. Права подкатегории «А1» требуются для мотоциклов мощностью менее 125 кубических сантиметров, они выдаются с шестнадцати лет. С этого же возраста можно получить водительское удостоверение категории «М», дающее право управлять мопедами с объёмом двигателя менее 50 кубических сантиметров. Соответствующее обучение можно пройти в автошколах Адыгеи и при желании начать занятия заранее, чтобы выйти на экзамены по достижении установленного возраста.
Сергей ЦВЕТКОВ, «СА».
Фото: Артур Лаутеншлегер.
Отправить ответ