
Ровно 30 лет тому назад учащиеся СОШ № 3 заложили капсулу времени с обращением к потомкам. Эти ребята, у которых на груди были октябрятские и комсомольские значки, а на шее — алые галстуки еще не знали, что через 3 года после их пылкого послания рухнет сначала «старший брат» — КПСС, прекратит свое существование комсомол, а затем и великая страна изменит вектор развития.
В этом году МБОУ СОШ № 3 110 лет! С днем рождения школы совпала дата извлечения капсулы времени. Она была заложена еще при жизни ВЛКСМ. С тех пор многое изменилось в мире и в нас самих. Но незыблемой остается маленькая страна, имя которой — школа. На днях здесь собрались те, кто лучшие свои годы посвятил детям. Им было о чем поговорить и что вспомнить.
…Надежда Николаевна Дрыкова учила здесь детей математике. Но кроме этой науки она многие годы увлеченно занималась краеведением. Именно на ее запрос Государственный архив Краснодарского края прислал в школу любопытные сведения, относящиеся к 1891 году, когда школа значилась как одноклассная церковно-приходская. Располагалась она в церковной сторожке 15-го благочинного округа, где преподавали законоучитель священник Ф. Польский и диакон Н. Высоцкий.
Но объективную историю «Северная» школа № 3 начинает свой отсчет с 1908 года. 110 лет тому назад ее возглавил первый директор Федор Иванович Попов. Его еще хорошо помнят некоторые ветераны педагогики, которые начинали учиться в этой школе. Первыми учителями были Н. П. Петров, Т. Н. Фендрикова, П. И. Гузь, А. И. Гречишкин. Детей было около 300. До самого 1962 года здесь не было даже электричества, но у ребятишек было огромнейшее желание учиться.
Островок добра
Таисия Никитична Березовская работала в райкоме комсомола, более 40 лет отдала школе. Она, как и многие ее сверстники, — дитя войны, и на себе испытала все трудности послевоенного времени.
— У меня было единственное платьице, в котором я все время ходила в школу, пока мне не предложили оказать помощь в покупке нового. Я так разволновалась, что чуть не заплакала. Говорю: «Нет, не надо мне, ведь мой папа пришел с войны живой. Мы сами справимся».
Л. Н. Несветаева 42 года учила детей младших классов.
— Мои дети по всей стране работают, — гордится Любовь Николаевна.
— Совсем молоденькой пришла она в нашу школу, — рассказывает ее ученица Ольга Рошевец. — Это она первой открыла нам дверь в мир знаний.
Любовь Николаевна скучает по своей педагогической молодости с ее походами, конкурсами, поездками на море, в горы, с кострами и ухой. Но за своих молодых коллег она спокойна. Здесь много талантливых педагогов, которые продолжают славные школьные традиции.
Андрей Николаевич Таранухин был школьным вожатым и через все годы пронес трогательные воспоминания о ребятах, которых водил в походы. И сегодня он никому не позволяет сказать о нынешних, современных детях как о потерянном поколении.
— Как только они попадают в ситуацию, где требуются воля, мужество, патриотический настрой, вся мелкая шелуха их юношеского максимализма слетает в один час.
Все это подтверждает и педагог-психолог Вера Георгиевна Хрисанфова.
— В нашей школе, видимо, такой дух, что все ребята пропитаны добротой, любовью к Родине, патриотическими чувствами.
Мы как-то шли с детьми по туристическому маршруту и увидели целую поляну спелой земляники, она росла возле обелиска, и одна девочка из нашей группы говорит: «Давайте не будем ее рвать. Мне кажется, что это капельки крови наших погибших в войну солдат». А в поездке Теберда-Домбай ребенок, восхищенный красотой горного края, вдруг раскинул руки и прямо в небо прокричал: «Мы любим тебя, Родина!». Так что они замечательные, сердечные и милосердные. А школа — это островок добра, справедливости, нравственности и патриотизма в океане такой непростой жизни.
Растут патриотами
— Мы всегда будем помнить о том времени, когда были октябрятами, пионерами и комсомольцами, — говорит Ольга Рошевец. — Мы посетили с А. И. Паршиной город-герой Севастополь, где впервые наблюдали салют. Потом была поездка в Керчь. С В. И. Болобон мы увидели Волгодонск, где действовала против фашистов «Молодая гвардия». Мы сердцем почувствовали героизм женщины-матери, потерявшей девятерых сыновей, побывав в музее Степановых г. Тимашевска. Мы собирали металлолом и макулатуру. А сколько мы спели песен…
— Кстати, о песнях, — продолжает рассказ В. Г. Хрисанфова. — Это наши дети в поездках наряду с туристическими песнями могут с гордостью исполнять гимн России, например, это делают ученики Т. И. Ворониной.
— А что вы хотите? — смеется Татьяна Ивановна. — В этой школе учились и моя бабушка, и мама, которые были и пионерами, и комсомольцами. Патриотизму учил детей и мой папа, Иван Максимович. Теперь это делаю я.
— Справедливо сказано, — вступает в разговор О. Л. Панова, — что хороший учитель живет в мыслях и делах своих учеников. Вот поэтому я с чувством благодарности думаю о своей родной школе, о своих духовных наставниках: моем учителе начальных классов Л. М. Божоковой, классном руководителе В. Е. Вьюшиной, заместителе директора по воспитательной работе, моем комсомольском наставнике В. Г. Хрисанфовой. И, конечно же, об учителе, определенно повлиявшем на мою судьбу, влюбившем меня в биологию, вложившем в меня частичку своего сердца — заслуженном учителе РСФСР — Валентине Игнатьевне Болобон. Великое счастье встретить таких учителей на своем пути.
— Я тоже выпускница третьей школы, — делится с нами Ирина Васильевна Кулеш. — Работаю здесь 20 лет. Не забыть мне свою первую учительницу Л. В. Сорокину, один только ее голос заставлял замирать сердце от любви к ней. Это благодаря нашим учителям только из пятидесяти выпусков 54 выпускника стали учителями и воспитателями. И все лучшее, что мне удается сделать, идет от моих учителей Т. И. Нарышкиной, Н. Н. Апросимовой, М. С. Токаревой, Е. Н. Паршина, В. И. Болобон.
С добрыми традициями
— Я вижу, как изменился мир, — говорит В. И. Болобон. — Школа современная и та, в которую мы в шестидесятых годах пришли с А. В. Добродомовой, — большая разница.
Сейчас особенно трудно понять, как же мы все это выдержали? Холодные классы, печное отопление, дети за партами — в пальто и куртках, о столовой вообще и не мечтали. Учились в две смены. Но мы безмерно любили свою школу. Мы были патриотами, изучали историю своего края благодаря учителю географии Раисе Стефановне Галенко. Экскурсии проводили по предприятиям района и края, поименно знали передовиков производства, приглашали их на встречи и гордились ими. Уважение к труду было в воспитательном процессе превыше всего.
Учителя В. И. Болобон, В. Г. Хрисанфова, В. П. Черкасова, М. А. Хачарян, Л. Т. Стацюкова, Л. П. Найденова, В. А. Черков, Н. Н. Бондаренко, А. И. Паршина, Н. М. Гребенюк, Н. Н. Апросимова, Л. М. Баджокова, В. Е. Вьюшина, И. М. Воронин, Р. Ф. Волвенко, В. П. Черкасова, И. А. Татаринцев, Р. С. Галенко, М. А. Токарева, Р. А. Бражник, Е. Л. Галенко, В. В. Северинов, М. Я. Финогенова, К. К. Баджоков, Р. Я. Кирсанова, Т. И. Сердюкова, Н. Ф. Чернышева, А. А.Черноусов, Е. Н. Паршин воспитали не одно поколение замечательных выпуск-ников. В школе быстро приживались добрые традиции. Одна из них — посадка деревьев. В школьном дворе есть и липы, и каштаны, и березы, и клены. «Я, когда прихожу в школу, — говорит Валентина Игнатьевна, — прислонясь к школьной березке, чувствую, сколько сил и энергии дает мне память о школьной жизни».
Школа славится не только традициями, но и своей педагогической преемственностью, о чем рассказывает Л. Н. Дорогова. В педагогическом коллективе много учителей — выпускников третьей школы: М. Н. Беляева, Т. Г. Поддубная, О. Н. Семипалова, Т. И. Воронина, О. Л. Панова, И. В. Кулеш, Н. В. Османова, Г. Б. Иванюта.
— Из нашей семьи Березовских в третьей школе учились родители, я и моя сестра Таисия Никитична, а затем и мой сын. Первой учительницей у нас с сестрой была Л. Н. Глотова. В жизни моего сына была непревзойденного таланта учитель словесности В. К. Балахонова. Славное и счастливое время было и у меня, и у наших детей, живших в эпоху комсомола.
— Наши ребята умели не только учиться, дружно отдыхать, они умели добросовестно трудиться, — говорит Галина Ивановна Саввон, которая преподавала в школе трудовое обучение. — В школе были частыми гостями и помогали нам в воспитании руководители и специалисты колхоза.
Наша гордость
С любовью говорит о школе её директор С. Х. Хажмакова: «Я горжусь своими учениками и коллегами, радуюсь успехам своих выпускников. Наша школа сегодня — это 21 класс, в которых учатся свыше 400 детей, это 30 творчески работающих педагогов, это школа, показавшая по итогам ГИА-2018 лучшие результаты в Гиагинском районе, это школа-победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников».
Сфотографировавшись на память у берез на школьной Аллее Звезд, учителя-ветераны вместе с теми, кто пришел на их смену, еще долго не расходились. Каждому хотелось понять, каким стал мир детства после тех, кто тридцать лет назад положил в капсулу времени свое послание. И что напишут будущим поколениям от имени своих сверстников учащиеся выпускных классов Людмила Коломыцева и Роман Таранухин, когда на ближайшие десятилетия будет заложена новая капсула?
Об этом мы в завершение говорили с заместителем директора по воспитательной работе Ольгой Александровной Анашкиной и заместителем директора по учебной работе Евгенией Сергеевной Старостенко. Они сказали, кажется, о самом главном. О том, что те дети, которые писали тридцать лет тому назад свое послание, опирались на нравственные основы, заложенные комсомолом, пионерией. У сегодняшних молодых тоже есть свои надежные скрепы. Да, изменился мир, время изменило учителя, дети ищут новые идеалы. И именно они, наши дети, которые учатся в этой небольшой сельской школе, и есть будущее нашей станицы, района, страны.
И точку в этом рассказе о времени, учителе и поколении хочется поставить словами директора СОШ № 3 С. Х. Хажмаковой. За ее плечами как будто два исторических раздела. Она училась в период, когда комсомол и пионерия были авангардом в воспитании подрастающего поколения. Сегодня она сполна ощутила на себе и на детях влияние времени с иными приоритетами и ценностями. Поэтому Саида Хаджимосовна сказала: «Если бы мне позволили написать какие-то слова от себя в новом послании, я бы попросила тех, кто придет после меня: «Не потеряйте своих душевных качеств. России без духовной опоры не выстоять».
Школа с ее мелом и доской будет жить всегда. Над нею время просто не властно. И в 110 лет жизнь только начинается!
А. ВИЗНЯК.
Прекрасный юбилей — 110 лет,
По меркам человеческим — немалый срок.
Но для неё сей возраст лишь рассвет,
Этап, длиною в жизнь урок.
Вы догадались, кто тут юбиляр?
Кому сегодня предстоит Гран-при?
В чью честь салют и отзвуки фанфар?
Конечно, это школа № 3!
Как островок участья и добра
В путине всех событий, в целом мире!
Науку постигает детвора,
Стараясь знаний здесь багаж расширить.
Здесь царствует девиз «Не навреди! »
Здесь мудрости, науки светлый храм.
Чтоб счастье всем светило впереди,
Когда разъедутся по разным городам.
Большую часть души в учеников
Учитель вкладывает к знаниям в придачу,
А результат известен с глубины веков —
Становится от этого значительно богаче.
Наперекор TV и жёлтым СМИ
В Уставе нашем — нравственность, культура.
Коль ошибается ребенок, — вразуми,
Терпенье больше даст плодов, чем диктатура.
Горды учителя выпускниками!
Будь он учёный с мировым признаньем,
Или станочник с крепкими руками,
Или пожарный, бросившийся в пламя.
Родная школа! Браво! Так держать!
Встречай по-прежнему закаты и рассветы,
Традиции свои крепи и продолжай
В образовательном этапе эстафеты.
В. Хрисанфова.
Ветеран педагогического труда.
Отправить ответ