
Родившись 22 июня 1942 года, Асфар Ачегу, как и многие дети войны, так и прожил с отношением к жизни по меркам старшего поколения. В частности, мерилом правды и цены жизни был и остался его отец. Но его молодость была овеяна славой Великой Победы, когда каждый солдат, прошедший войну, вызывал у старых и малых коленопреклоненное почитание.
А что сегодня? Сидя с Асфаром Джахфаровичем за его письменным столом и перебирая фотографии и документы прошлого, я никак не решаюсь спросить: «Товарищ первый секретарь райкома комсомола, а в какую Лету или в какие воды Стикса ушли годы вашей юности?» Да, я знаю, что эти годы были полны молодого энтузиазма, мирных побед и свершений. И все же невооруженным глазом было видно, что в душе этого уже немолодого человека есть немало боли. Он может по праву гордиться прожитым, но, будучи человеком честным и вдумчивым, он за все распады — комсомола и партии, страны и морали — как будто несет ответственность и вину на себе тоже. Тем и ценным оказалось общение с человеком, который без «ура-патриотизма» старается отделить зерна от плевел.
В начале шестидесятых Асфар Джахфарович получил высшее образование и распределение в Майкоп. К тому времени выпускник сельскохозяйственного института прошел практику в колхозе, но ехать на село цели не имел. Да и складывалось пока все «планово». Работа в техникуме Майкопа, живы родители, появилась семья, сын. Но не покоя желали в те времена детям родители. Воспитание основывалось на приобретении жизненного и профессионального опыта. Вот друг отца и посоветовал парню поехать именно на село поднабраться того самого опыта. Мол, ты привык к городской жизни, а надо бы землю узнать. Ослушаться Асфар не посмел и, надев сапоги, явился с запиской к председателю колхоза имени Мичурина Мегрикяну. Арамаис Тигранович увидел сразу, что вдохновения у молодого специалиста на лице было не много. А лучше сказать, что вообще не было. И он сказал прямо: «Поезжай ты лучше в станицу Дондуковскую. Там асфальт, дома для таких, как ты, уже строят. И председатель там крепкий, хозяйственник. Покажешь себя, может, и насовсем останешься.
Георгий Иванович Иванов и впрямь оказался человеком замечательным. Пообещал через полгода дать жилье, назначил инженером по трудоемким процессам, помог пока поселиться на квартирование.
Асфар Джахфарович рассказывает эти, может быть, незначительные для кого-то эпизоды, но именно в них ярко проявляется время советского периода с его особенно открытыми и добросердечными отношениями между людьми. Как-то утром в комнату Ачегу с шумом и казачьим озорством постучались два человека — главные экономист и бухгалтер колхоза. У одного под мышкой была курица, у другого — гусь. Со словами: «Принимай на обживание хозяйства!» гости ушли. Но до сих пор Асфар вспоминает этот эпизод с глубочайшей благодарностью к дондуковским казакам, которых считает особенными, настоящими. Он и сам стал для них своим человеком. Именно так: «Свой человек» был назван очерк, опубликованный во вкладыше районной газеты «Пламя» заслуженным журналистом России Анатолием Красниковым. Этот номер, как и другие, ярко рассказывал о жизни комсомольской молодежи, которая жила бурно, весело, целеустремленно. Председатель Иванов и сам был человеком неуемным и не давал молодым покоя. В колхозе появился свой Дом культуры, в котором молодежь развивала художественную самодеятельность. Асфар подвизался в театральном кружке и активно участвовал в жизни комсомольской организации. А переломным моментом стала поездка в Болгарию по туристической путевке. Это был первый взгляд на жизнь молодежи социалистической страны. Укрепилось понимание значимости социалистических идеалов в жизни молодежи. Патриотизм, интернационализм — эти понятия были свежи и не формальны.
Вскоре кандидатуру Асфара Джахфаровича предлагают на пост первого секретаря Гиагинского РК ВЛКСМ. Полторы сотни делегатов выборной конференции единогласно закрытым голосованием избирают его, делегируя ему высокие полномочия. Должность не закреплялась априори, а была авансом, требующим от кандидата самосовершенствования, развития, повышения образования, квалификации, политической зрелости. Асфар Ачегу по направлению ЦК комсомола был отправлен на учебу в Москву, в высшую школу ЦК ВЛКСМ.
— С нами учились представители коммунистических движений многих стран. Зарубежные товарищи тогда не выделялись, но все же более близкими мне по духу оказались ребята из советских республик и стран социалистического лагеря, — говорит Асфар. — Поляки, венгры, чехи тоже искренне занимались строительством социализма.
Мы все были увлечены общей идеей, у нас была полная уверенность, что мы делали все правильно.
— Как сегодня Вам мыслится с высоты прожитого и пережитого страной?
— Я и сегодня уверен в том, что такой власти с такими светлыми целями человечество вряд ли когда придумает. Но кого винить в этом развале? Мы сами себя привели к краху идеалов и целей. Мы оттолкнули от себя людей, когда рушили церкви, когда отнимали партбилеты у тех, кто крестил в храмах своих детей, когда «вламывались» в частную жизнь односельчан, ломая и уничтожая теплицы. Идеология партийной верхушки дала трещину, ведя тотальный идеологический контроль за всей духовной жизнью общества, пресекая всякое инакомыслие. Я считал вредоносным диктат райкома, поучающего председателей колхозов, когда и как им сеять, какие площади занимать под те или иные сельхозкультуры.
Сколько продукции от такого руководства сгноили мы в полях, сколько молока недополучили из-за того, что единственным кормом для животных был собранный молодежью веточный корм. А на этом фоне были разносы идеологов: «Почему молока получаете не по 10 литров от коровы? Почему свеклы посеяли меньше указанных для вас 400 га?».
Асфар Джахфарович не выплескивает дальше свою боль, она становится физической. Он переключается на комсомол, и воспоминания разглаживают складку на лбу.
— Комсомол в политической и хозяйственной жизни района пользовался огромным авторитетом. У нас никогда не иссякали силы. Райком комсомола приветствовал ударничество комсомольско-молодежных звеньев, провожал лучших ребят и девчат на стройки БАМа и Амурской магистрали, без наших рекомендаций не давали путевку для работы в органах милиции и власти.
Многие комсомольцы были награждены орденами и медалями. высшие награды комсомола, в том числе и ЦК ВЛКСМ, имеет Ачегу.
— Мне выпало счастье знать и трудиться рядом с необыкновенными личностями, которые своей преданностью труду на благо общества создали тот идейный багаж, который, я надеюсь, будет и дальше использован поколениями наших детей и внуков. Это руководители района П. И. Артюх и Л. М. Корчевников, председатели колхозов имени Ленина, Кирова, Мичурина И. Н. Шевляков, Г. И. Иванов, А. Т. Мегрикян, руководители совхоза «Гиагинский» В. В. Голуборко, П. В. Букреев. Но особое место в моем сердце занимает Юрий Хаджиметович Тхайцухов, который, будучи на 10 лет старше меня, был и остался в памяти моим другом и братом, ровесником и единомышленником по духу.
Я горжусь, что бывшие комсомольские вожаки, получив в комсомоле опыт общественной работы, впоследствии стали руководителями. Это Николай Чапенко, Валентина Фисюк, Надежда Капустина, Николай Резников, Николай Зяблов, Александр Карпенко. стал членом Союза писателей России, почетным гражданином района Василий Затолокин. Бывшая пионервожатая Надежда Капустина стала первым секретарем РК КПСС.
Изменились времена. Ушли легендарные личности комсомольской эпохи. Ни волонтерство, ни «селигеры» пока еще не зажгли новых «звезд» и не принесли тех побед, которые стоили жизни и славы наших отцов и дедов. Боль моя от того, что молодое поколение не имеет той воли сопротивления злу, насилию, «золотому тельцу», поглотившему мораль и нравственность, которую мы ждем от них.
— А что им поможет, товарищ первый секретарь райкома комсомола?
— Строить, жить, любить, сопротивляться нападкам и злу можно только с организацией. Я не буду лукавить, надеясь на возрождение былого. Мои думы и надежды — на то, что сама молодежь создаст свой оплот и свой авангард, который удержит нашу Россию в былом ее величии. Дорогие юные друзья! Вы живете в новой эпохе, отличной от той, в которой росли мы, ваши дедушки и бабушки. Но я знаю: в вас живет тот же огонь и горит то же пламя. Вы так же желаете подвига ради любимой Родины. И на этом пути поиска верной дороги нужна организующая и направляющая сила — достойный преемник комсомола.
Записала А. Визняк.
Отправить ответ