Дорожный патруль. Вежливым быть обязан. 25.11.2017 г. № 92

С 20 октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД, регулирующий работу сотрудников Госавтоинспекции. В нем подробно прописано, что и как могут делать дорожные полицейские, как они должны себя вести и как отныне будут оформляться нарушения и аварии. По сути, это инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями.

В СМИ новый приказ № 664 уже окрестили «кодексом поведения сотрудников дорожной полиции». Хотя большинство пунктов перекочевали из отмененного приказа № 185, действовавшего с 2009 года.
— Нельзя сказать, что новый документ кардинально изменил работу сотрудников, — пояснил начальник ОГИБДД ОМВД России по Гиагинскому району Нальбий Ешугов. — Однако есть некоторые нововведения, которые касаются и водителей.
Останавливать, где угодно
Теперь сотрудники ГИБДД имеют право останавливать автомобили в любом месте. Такая возможность была и раньше: остановить автомобиль можно было при нарушении ПДД, подозрении на угон транспортного средства, проведении профилактического рейда и т.д. Однако формально прежний регламент разрешал проверять водителей только на стационарных постах ГИБДД. Частенько этим пользовались автолюбители, настроенные на конфликт.
— Диалог зачастую сводился к выяснению причины остановки, причем в негативном ключе. Но чтобы, к примеру, выявить водителя в нетрезвом состоянии, его сначала нужно остановить. А если он ничего при этом не нарушил, то формально и причины для остановки вне стационарного поста нет.
С введением в силу нового регламента эта проблема ушла в прошлое: можно останавливать автомобили для простой проверки документов в любом месте. Однако место патрулирования каждый сотрудник выбирает не по собственному желанию, оно определяется руководителем подразделения ДПС.
При этом патрульный автомобиль должен быть отчетливо виден всем участникам дорожного движения. В документе прописаны и послабления: если ведется фото— и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью. В частности, прятаться разрешено за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры.
При остановке инспектор вправе потребовать у водителя предъявить документы. Теперь их нужно будет показывать не только без обложки, но и без «удерживающих устройств»: речь идет, в частности, о железных цепочках, которыми некоторые водители привязывают права, чтобы инспектор не забрал их для проверки в патрульную машину. Если есть веская причина, инспектор может проверить документы и у пассажиров.
«Внимание, съемка!»
В новом регламенте убрали норму, разрешающую съемку инспекторов. Но это не значит, что фото— или видеофиксация запрещены: такое право закреплено в законе «О полиции». Однако в исключительных случаях запрет на видеосъемку остается. Так, запрещено снимать инспектора при проведении контртеррористической операции, а также в ситуации, когда съемка мешает полицейскому исполнять его обязанности.
— Сотрудник может потребовать прекратить съемку в момент заполнения протокола, или совершения иных процессуальных действий, поскольку это противоречит Федеральному закону о персональных данных. Соответственно, отказ от выполнения требования инспектора попадает под действие стать 19.3 КоАП РФ.
Сами сотрудники ДПС и ГИБДД также имеют право на съемку правонарушителей на служебный видеорегистратор и мобильный телефон. Причем эта съемка имеет законную силу. В регламенте закреплена норма, согласно которой инспекторы смогут использовать «специальные технические средства» (в первую очередь, камеры), принадлежащие не только государству, но также и «муниципальным органам, общественным объединениям и организациям». То есть к материалам дела можно приобщить запись, сделанную любым средством, даже мобильным телефоном сотрудника.
Машина должна быть исправна
Пункт 68 нового регламента дает инспекторам право остановить транспортное средство и запретить его использование, если на автомобиле не горят фары или задние габаритные огни, либо не работают стеклоочистители во время дождя или снегопада.
— Такое транспортное средство считается неисправным. Если раньше инспектор выписывал штраф и водитель ехал дальше, то сейчас владелец должен устранить неисправность, и лишь затем продолжать движение. Конечно, штраф тоже придется оплатить. Попытка уехать с места остановки без устранения неисправности будет рассматриваться как невыполнение законного требования сотрудника полиции.
Справок не дают
Новый регламент отменяет выдачу справок после ДТП. Ранее справки выдавались водителям для предоставления в страховую компанию, чтобы они могли получить выплаты после ДТП. Теперь же будут выдаваться только копии протоколов или постановлений об административном правонарушении, которые имеют все необходимые данные для предъявления в страховые компании. В протоколах, определениях, постановлениях и других документах будут максимально расписывать всю ситуацию: какие машины и сколько их участвовало в ДТП, их видимые повреждения. Также укажут данные водителей и владельцев машин, номера полисов ОСАГО.
При этом водитель по-прежнему должен будет заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и передать в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.
Права изымать не будут
Сотрудники полиции не будут изымать водительское удостоверение на месте нарушения правил дорожного движения. Провинившиеся водители в течение трех дней должны самостоятельно сдать удостоверение в подразделение.
Не бросят на дороге
По старому регламенту у сотрудника не было права использовать транспортное средство водителя. Сейчас такое право появилось.
— Если у инспектора возникла необходимость доставить водителя в дежурную часть (например, гражданин подозревается в совершении преступления, либо находится в розыске), он должен сам сесть за руль транспортного средства. Но после выяснения сотрудник должен доставить водителя обратно.
Эта же норма действует, если автолюбитель сопровожден на медицинское освидетельствование, но подозрения на опьянение не подтвердились. Инспектор обязан препроводить гражданина к месту нахождения его автомобиля.
— Довольно часто инспекторам Гиагинского района приходилось сталкиваться с негативным отношением. Водители отказывались выходить из автомобиля или предъявлять документы, пытались обвинить сотрудников полиции в превышении полномочий. Можно сказать, что теперь сотрудники ГИБДД и ДПС более защищены от хамства на дорогах.
А. Стаханова.

1 Kомментарий

  1. Сотрудники ГИБДД сами ведут себя как хамы и например экипаж а 0795 01 рус остановили меня не представились, были без жетона, я ехал с сыном 2 года, он сидел в бескоркасном детском кресле разрешённой массой от 9 до 36 кг, все по закону но сотрудник этот факт проигнорировал, объяснил что за это штраф 3000р и предложил урегулировать все за 1000р денег я не дал, я взял телефон и начал снимать происходящее на видео для защиты своих прав, сотрудник потребовал удалить видео после отказа начал махать руками я успел увернуться, и прегразил что до дому не доеду мне пришлось подписать протокол, и сделать вид что удалил видео, только тогда мне вернули документы и я поехал

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.