Дети войны. Мы завещаем вам мир. 29.11.2017 г. № 93

Совсем недавно у Зои Семеновны Макаренко произошло событие, которое, если и не подвело итоги ее активной общественной деятельности, то уж точно стало заслуженной оценкой. Зое Семеновне присвоено почетное звание «Почетный гражданин станицы Гиагинской».
Активную женщину хорошо знают во многих общественных организациях. Она работает с ветеранами, большую работу провела вместе с такой же активной общественницей Н. Н. Дрыковой по составлению списков «Дети войны».
Зоя Семеновна и сама ребенок войны. И этот неофициальный статус подвигает в ее 80 с лишним лет быть полезной обществу и малой родине. Этого уголка, правда, и на карте уже не сыщешь, но любовь к родному хутору Гавриловскому так и живет в ее сердце.
Сегодня хутор Гавриловский — это старый погост, куда Зоя Семеновна нередко приезжает, чтобы с бывшими хуторянами навести порядок на могилах, расчистить заросшие и брошенные холмики, обиходить дорожки. Такой уж она человек. Ей все небезразлично и обо всем болит душа.
То она едет в Майкоп похлопотать о том, чтобы в больнице было нужное оборудование, то не дает покоя депутатам, чтобы они обратили внимание на состояние дороги на улицу Казачьей, то просит сделать разметку около школы, где ходят дети… Да мало ли забот у беспокойной души дитя войны.
Всегда аккуратная, подвижная, замечательная мама, бабушка и прабабушка. она никогда не отказывается встретиться с подростками, наставить их на добрые поступки. Ее слушать интересно, хотя иногда сердце сжимается от ее рассказов о прошлом.
— Мы жили так бедно, что платьице на мне было сшито из полотенец,— говорит Зоя Семеновна. — Папу забрали на войну в сентябре сорок первого. Дома остались две мои младшие сестренки, за которыми я присматривала, пока мама работала на свиноферме.
Семья у нас была очень хорошая. Папа мой был мастеровитый кузнец, понимал и любил сельскую технику. Перед войной был очень большой урожай, и нашему колхозу дали два трактора «Сталинец». Папа успел не только пригнать их, но и обучил трех женщин: Капустину тетю Дусю, Новикову тетю Марусю и Ларину тетю Наташу.
Она хорошо помнит немцев, пришедших в их хутор. Помнит, как они бесчинствовали, как убили просто так проходивших мимо старушку и мальчика. Другие дети прятались в вырытом окопе.
— Немцы отбирали у населения коров, свиней, кур, а шкуры выбрасывали. Из них наши ребята, что постарше, шили порошни. Это такая обувка наподобие галош. Когда я пошла в школу, то и эти порошни жалела и носила подмышкой, а надевала только в школе. Позже дедушка сшил мне из старых сапог туфельки.
В Гиагинском музее на баннере, среди десятков снимков участников войны, есть фото Лесного Семена Ивановича. Это единственная фотография отца, которая сохранилась у Зои Семеновны.
— Мы так ждали возвращения папы с войны. Но мамино сердце, видимо, чувствовало горе: «Вин нэ прийде, вин убытый». В сорок втором мы получили похоронку.
В Новороссийске есть стелла. На одной из плит значится фамилия Лесного Семена Ивановича.
Послевоенные годы были не легче. Трое детей вдовы были настолько разуты, раздеты и голодны, что кто-то рассказал пришедшему с войны Федору Игнатьевичу Антонец, что в семье погибшего солдата умирает от голода вдова. И тогда семье привезли мешок муки и немного масла. А летом прибыли работники военкомата и вручили ученице четвертого класса Зое Лесной ботинки и фуфайку.
Зоя Семеновна работала в поле, 18 лет — на сахарном заводе. Вырастила хороших детей, у нее уже внуки и правнуки.
На недавней встрече со школьниками, она прочитала свои стихи «Завещание солдата». Там есть такие строчки: «Берегите прошедших войну. Будьте преданы милому краю. И любите родную страну». Это и ее завещание тоже.
— Я так счастлива, когда вижу веселых, хорошо одетых, имеющих все условия для учебы и развития нынешних детей, — говорит Валентина Васильевна Шведова, судьба которой очень похожа на судьбу З. С. Макаренко. Она тоже дитя войны и тоже рано осталась без отца. Василий Степанович Балашов сложил свою голову в сорок втором на огненной Курской дуге.
Когда подростки слушают рассказы Валентины Васильевны о прошлом, то часто не понимают о чем вообще идет речь. Как это писали перышком, привязанным ниткой к палочке? Как это не было тетрадей и книг? И как можно было делать уроки, писать между газетных строк, потому что не было тетрадей?
А ведь все это правда, но и этой жизни дети войны радовались, особенно когда была победа под Сталинградом. Ведь Валентина Васильевна жила именно в этих краях, в далеком селе под Урюпинском. В этом селе были очень разливные речки и попасть в школу можно было или в обход, или вброд. Дети во все времена были нетерпеливыми и потому переходили разливы по колено в воде. В школе выливали из сапог воду и сушили портянки.
Валя очень хотела учиться, и как тот Филиппок из детской книжки, пошла в школу вслед за большими ребятами. Учительница удивилась, увидев малышку: «Ты зачем пришла?». «Хочу учиться, — ответила девочка».
Она тянулась к знаниям, но никак не хотела принять обучение немецкому языку. Она его ненавидела. А вот литературу и русский любила, хотя книг не хватало, и подружки передавали их из рук в руки.
После войны у детей действительно была особая тяга к знаниям. Ничто не могло пересилить эту тягу: ни постоянное полуголодное состояние, ни нищенская одежда.
Как-то, сидя на завалинке, брат спросил у Вали: «А ты конфеты знаешь как выглядят?». Она почему-то ответила: «Знаю. Они как корова». Впервые она их попробовала, когда мама привезла из города жестяную баночку разноцветных леденцов. Это была сказка.
В станице Валентина Васильевна живет уже 60 лет. Работала в строительной бригаде сахарного завода, строила Дом культуры поселка, трудилась на строительстве объектов местного элеватора. О сахарном заводе по сей день болит сердце.
Но, как говорится, прочь не самые легкие воспоминания. Как сказала Зоя Семеновна на встрече с посетителями краеведческого музея, со школьниками: «Давайте больше общаться и разговаривать друг с другом. Так хочется услышать от вас, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь. Мы, например, несмотря на преклонный возраст, часто бывает в Доме культуры, поем в хоре, любим праздники, радуемся и вашим, дети, талантам. Ради вас наши отцы завещали вам этот мир и радость жизни.
А. Визняк.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.