К 75-летию освобождения Гиагинского района. Бои народных мстителей. 20.01.2018 г. № 4

8 августа 1942 года началась оккупация немцами Гиагинского района. Враг уже топтал нашу землю со всех сторон. Вот как об этом пишет на своем сайте учитель Александр Таранов.

— По воспоминаниям очевидцев тех событий М.И. Шульженко, П. М. Буримова, Т. М. Толстуновой в станице Дондуковской захватчики появились с двух сторон. Вначале станицу бомбили самолеты, затем был высажен десант и танки. Красноармейцы шли со стороны вокзала. Местные жители предупреждали их, что в станице много фашистов, но они решили дать бой. Сражение началось рано утром, силы противника превосходили наши, и почти весь отряд красноармейцев 57-го отдельного артиллерийского дивизиона 139-й отдельной стрелковой бригады погиб в неравном бою. Выжившие были взяты в плен. 17 погибших немцев были похоронены в могиле, которую выкопали пленные. Захоронение с касками на крестах было огорожено чугунной решеткой, выломанной из церковной ограды. А тела русских бойцов лежали под открытым небом дня два, затем их начали закапывать прямо на месте боя.
В сражении был смертельно ранен и лейтенант Константин Богомолов. Он нашел свой покой в братской могиле станицы Дондуковской.
Но покоя врагу не было все эти полгода оккупации.
НКВД с первых дней прихода фашистов проводил работу с коммунистами, с активистами по охране государственных объектов. Был организован истребительный батальон, который дежурил ночами, потому что уже начались диверсии, провокации. Такая группа была сформирована грамотно и быстро, велась активная работа по организации партизанского движения. И уже 9-го августа последние отряды ушли в леса.
Партизаны, в том числе и 56 Гиагинский отряд, не давали врагу покоя. Но дело в том, что отряд, состоявший из 120 человек, был плохо вооружён и не имел рации. Свои данные мстители передавали через другие партизанские формирования, что осложнило историческую оценку роли нашего отряда. Уже после войны у некоторых сложилось впечатление, что гиагинские партизаны работали не в полную силу. Вышло так, я полагаю, что плоды действий нашего отряда пожинали другие подпольщики, через которых передавались наши сведения. Это не их вина, поскольку все происходило очень стремительно. Я была на конференции, проходившей в г. Майкопе по теме участия партизан в ВОВ и говорила с директором музея г. Белореченска. Она рассказала, что когда немцы вошли в г. Майкоп, а это было тоже 9 августа сорок второго года, то у немцев уже были списки подпольщиков. Это подтверждает тот факт, что Гиагинские партизаны действовали очень активно. То есть наши подпольщики уже к 11, 12, 13 августа так надоели немцам, что они стали проводить зачистки. Потерь у партизан было много.
Несмотря на крайне скудное вооружение, гиагинский партизанский отряд не отсиживался в Кужорском лесу. Только в течение августа сорок второго года боевыми партизанскими группами было уничтожено 24 фашиста, в том числе 3 офицера, отбито 7 подвод с награбленными у населения продуктами и скотом. Кстати, награбленное было возвращено людям. В этих операциях отличились группы под командованием Д. И. Шаповалова.
5 сентября отряд провел успешную операцию, уничтожив колонну автомашин из 8 грузовиков и автобуса на дороге Ярославская-Кужорская. В этом бою было уничтожено 80 фашистов.
Потери захватчиков в технике и живой силе росли с каждым днем. Но несладко приходилось и нашим бойцам. В конце сентября 1942 года под ст. Кужорской несколько партизанских групп нарвались на засаду. Был тяжело ранен и скончался от потери крови Иван Максимович Гурин. Но уже в начале октября товарищи отомстили за героя-партизана. Группа В. П. Ануфриева в х. Алтухов устроила засаду и уничтожила две грузовые машины и 17 фашистов. А через несколько дней подорвала еще и автобус с 22 немецкими пилотами.
В ноябре группа П. Г. Позднякова, преследуя врага, нарвалась на засаду. Поздняков погиб, а несколько раненых партизан вышли в район Тульского отряда. Оттуда часть гиагинских подпольщиков была направлена в Хамышки для сопровождения раненых женщин и детей.
Это был труднейший переход по вражескому тылу навстречу Красной Армии. На висячем мосту через реку Белую их встретили пограничники 23-го погранполка. Женщин и детей самолетом отправили в Сочи. А народные мстители продолжали свою трудную и опасную работу, пока в начале февраля не был освобожден наш район от фашистских оккупантов.
2 февраля отряд прибыл в ст. Гиагинскую. Народ собрался на митинг. А через три дня состоялось перезахоронение 13 расстрелянных фашистами партизан-подпольщиков.
Память об этих событиях неподвластна времени, она бережно хранится и передается из поколения в поколение. Как можно забыть эту страшную войну, в которой каждая семья потеряла близких и любимых людей? Разграбленная и разоренная страна, осиротевшие дети, матери, потерявшие сыновей, жены — мужей, все это навсегда останется в человеческой памяти.
С. Олифир.
Директор Гиагинского краеведческого музея им. П. П. Тынченко.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.