
Фермерство как субъект предпринимательства в аграрной сфере России официально получило развитие лишь с 1990 года с принятием закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и вхождением экономики страны в рыночные отношения. В Адыгее, равно, как и в нашем районе, пик образования фермерских хозяйств приходится на 1992-1993 годы. В следующем году Союз фермеров Адыгеи отметит своё 30-летие. Начинаем серию репортажей о том, чем живёт сегодня фермерское сообщество. Наш первый собеседник — глава КФХ Александр Самохвалов:
— Колхозы один за другим распадались. Появилось много желающих открыть свое дело. Причем желающие были не обязательно из среды бывших колхозников. Я в своё время окончил Кубанский сельхозинститут. Но по специальности ученого агронома поработал немного. Был избран вторым секретарём райкома комсомола. А потом случилось так, что вакансии агронома не было ни в одном колхозе. И я пошёл в школу учителем по профподготовке. Наступили тяжёлые времена. Учителям, впрочем, не только учителям, по несколько месяцев не выдавали зарплату. И это длилось не один год. И вдруг выходит закон о фермерстве. Идею о создании КФХ подал мне мой отец. Но посоветовал не одному браться за дело. Тем более, что земля под крестьянские хозяйства выдавалась бесплатно.
— Помню-помню, как группа фермеров «осела» на землях бывшего хутора Успенский с намерениями возродить этот хутор… Вы, Александр, были в том числе.
— Это походило тогда на юношеский максимализм, — улыбнулся Александр. — Но цель такую действительно ставили. Нас собралась группа единомышленников — Николай Борзов, Александр Будриев, Олег Кутузов, Иван Яструбенко, Михаил Москаленко, Иван Воробьёв, Виктор Ткаченко и я — готовых взяться за совершенно новое, доселе неизвестное никому из нас дело. Ведь на земле, практически никто не работал. Все — примерно одного возраста, за исключением многодетного отца Виктора Ткаченко, он постарше нас. Между нами распределили колхозные земли одной бригады, чего мы и добивались. Вчетвером — Борзов, Кутузов, Будриев и я, остальные нашу идею не поддержали сразу — образовали объединение «Успенское». Да и мы со своим объединением продержались недолго. Правда, хорошо, что развод-раздел прошли мирно и спокойно. Каждый из нас осознал, что врозь будет лучше. И вот почти 30 лет кормимся со своих наделов.
— И какой этот надел?
— Я начинал с 26 гектаров пашни. Позже, когда колхоз приказал долго жить, возле моего участка осталось несколько полей, небольших по площади, в запущенном состоянии. Пришлось приложить много усилий, чтобы их раскорчевать, распахать. Сейчас у меня на протяжении длительного периода 59 гектаров земли в долгосрочной аренде. Выращиваю традиционные культуры — озимые ячмень и пшеницу, яровые кукурузу и подсолнечник. Для обработки земли, поуходных работ за всходами техники и сельхозорудий достаточно. А уборочный комбайн, сеялку нанимаю со стороны. Соседи у меня сменились. Прежние землепользователи по разным причинам — кто из-за болезни, кто из-за возраста — закрыли КФХ. Им на смену пришли новые люди. Меня радует, что в большинстве случаев, это молодые парни. Успешно ведёт дело Юра Борзов, хозяйство ему досталось по наследству от отца. Земли у него поболе моего раз в пять. Своя производственная база с жилым домом. Примером для подражания может служить Виталий Ведовский. Таким рачительным хозяевам нужно давать землю.
— Вывод напрашивается один. Фермерство себя оправдало.
— Бе-зус-лов-но! Да, мы начинали с нуля! Да, под высоченные проценты брали кредиты в Госбанке! Позже появились коммерческие банки, а потом — Россельхозбанк. Нам активно помогал сельхозкооператив экономического развития «Надежда». Да, страшно было, не скрою, когда ночами охраняли от хулиганов технику, урожай! Но фермеры не были брошенными. Да и дружеское плечо соседа помогало. Скажу ещё, фермерство работает на перспективу. Почему? На своем примере отвечу. Собственный опыт есть, 30 лет. За эти годы накоплен богатый багаж знаний. Но я на этом не зацикливаюсь. Участвую в сельхозвыставках и ярмарках, которые проводятся в ЮФО. Хожу на семинары, когда учёные к нам приезжают. В общем, трудности преодолены, преграды устранены, долгов нет. Лично для меня эти 30 лет были насыщенными, интересными. Если бы можно было вернуть молодость, пошёл бы тем же путём, ничего не менял бы. Ошибочно мнение, что в условиях рыночной экономики выживают только крупные крестьянские хозяйства, имеющие современную сельскохозяйственную технику и оборудование, внедряющие современные агротехнологии и биотехнологические процессы. Принимаемые государством меры по развитию фермерства вселяют оптимизм и укрепляют веру в то, что аграрная политика России приобретает новый смысл. Сегодня и наука более взвешенно подходит к теоретическим обоснованиям развития фермерства, понимая, что малые формы хозяйствования на селе не просто агробизнес и коммерческая деятельность, это формы социальной организации в сельской местности, и от их успехов напрямую зависит качество жизни в сельском социуме.
— Результатами непосредственно своей работы доволен, — продолжает нашу беседу Александр Самохвалов. — Были взлёты, были падения. Если говорить о довольно благополучном исходе, то удачными по всем экономическим показателям были 1996, 2011, 2012 годы. А в 2016 году только за выручку от продажи маслосемян подсолнечника я купил новый трактор. Урожайным был и прошлый год, несмотря на пандемию. В общем, дела обстоят хорошо, я считаю. Земля работает продуктивно. А это главное. Семья живёт в достатке. Радует и то, что сын, приезжая в отпуск, всегда работает со мной в поле. Причём, делает он это с удовольствием.
— Александр, по народным приметам нынешний год тоже должен быть щедрым на урожай. Старики говорят, много снега, много хлеба… Всходы пшеницы тучные…
— Так-то оно так. Но кроме снега были и дожди. Почва перенасыщена влагой. Выполнил все обработки на посевах — против сорняков, болезней, вредителей. Готовлю площади под подсолнечник, уже бы пора семена его внести в почву, но не в каждое поле сеялка может войти. И опять погодный прогноз не утешителен. Да вон, посмотрите на небо, тучки набегают. Если не ночью, то завтра дождь пойдёт. Очень трудно противопоставить умение, знания непогоде. Но стараться надо. Другого не дано.
Г. Шовгенова.
Фото автора.
Отправить ответ