
В актуальном интервью мы расскажем о республиканском бизнес-инкубаторе, в котором желающим сделать первый шаг на пути к большому бизнесу создадут благоприятные условия для развития. Это интервью для тех, у кого есть множество вопросов, но найти ответы самостоятельно не представляется возможным. А кто-то задумывается над тем, стоит ли открывать свой бизнес или пойти работать в уже преуспевающую компанию. За ответами на эти вопросы корреспондент Г. Шовгенова обратилась к директору АУ РА «Республиканский бизнес-инкубатор» Ю. Н. Блягозу.
— Юрий Нурбиевич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о бизнес-инкубаторе, о его инфраструктуре.
— Основная идея и главная задача такой структуры — дать возможность людям, не имеющим стартового капитала, начать свое дело. Республиканский бизнес-инкубатор — это часть имущественной инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса на ранней стадии его развития.
В Республике Адыгея в 2011 году министерством экономического развития и торговли было создано Автономное учреждение Республики Адыгея «Республиканский бизнес-инкубатор», основная цель которого является поддержка начинающих предпринимателей, путем предоставления в аренду оборудованных нежилых офисных и производственных помещений на льготных условиях.
На сегодняшний день АУ РА «РБИ» территориально состоит из двух объектов:
первый — это бизнес-инкубатор, расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Подгорная, 403 «Е».
Второй — АгроБизнесИнкубатор, расположен по адресу Республика Адыгея, Гиагинский район, ст. Дондуковская.
— Какие льготы предоставляются для тех, кто хочет организовать собственный бизнес?
— Для желающих сделать первый шаг в бизнесе мы осуществляем имущественную поддержку, включающую предоставление на конкурсной основе по льготной стоимости офисные и производственные помещения, в которых есть Интернет и телефон.
В первый год аренды производственных нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Майкоп, ул. Подгорная, 403 «Е», арендная плата для предпринимателей составит до 40 % от рыночной цены за кв. м, во второй год — 60 %, а в третий — 80% (рыночная цена кв. метра, известно, величина не постоянная).
Для арендаторов производственных помещений и тепличных площадей, расположенных в АгроБизнесИнкубаторе, арендная плата составит в первый год до 20%, во второй — до 40%, в третий — до 60% от базовой арендной ставки за кв. м.
Максимальный срок предоставления офисных и производственных помещений бизнес-инкубатора в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства до трех лет.
— Что представляет собой АгроБизнесИнкубатор?
Республика Адыгея является одним из первых регионов в России, где реализуется проект по строительству агробизнес-инкубатора, который поэтапно, по мере его готовности, уже приступает к исполнению своих функций. Строительство планируется завершить к концу 2018 года.
Основная цель агробизнес-инкубатора — стимулирование роста производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования.
АгроБизнесИнкубатор (АБИ) снабжен перерабатывающими мощностями, складскими, офисными и производственными помещениями, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры.
Начинающим предпринимателям АгроБизнесИнкубатор предоставляет в аренду на льготных условиях производственные помещения и тепличные площади, расположенные в ст. Дондуковской.
Построены и введены в эксплуатацию следующие объекты: блок теплиц, склад-холодильник, цех переработки молока, цех консервации овощей, молочно-товарная ферма, цех фасовки овощей, овощехранилище.
В 2018 году планируется ввести в эксплуатацию овцеферму, птицеферму, яблоневый сад интенсивного типа, тракторные мастерские.
Это уникальный проект и абсолютно новое дело, когда для начинающих фермеров создается целая система обучения успешному бизнесу в АПК, которая будет способствовать развитию сельскохозяйственной кооперации в республике.
— А как стать резидентом бизнес-инкубатора?
— Во-первых, необходимо быть зарегистрированным субъектом малого или среднего предпринимательства. Во-вторых, вид деятельности начинающего предпринимателя должен соответствовать специализации бизнес-инкубатора. В-третьих, требуется наличие бизнес-плана, подтверждающего целесообразность размещения субъекта малого и среднего предпринимательства в бизнес-инкубаторе. И, в-четвертых, с момента государственной регистрации в качестве юридического лица не должно пройти более 3 лет.
Это все, что нужно чтобы принять участие в конкурсе на размещение в бизнес-инкубаторе.
— Вы сказали, что вид деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства должен соответствовать специализации бизнес-инкубатора, что это значит?
— В бизнес-инкубаторе не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих такие виды деятельности, как торговля (как розничная, так и оптовая), строительство, финансовые и страховые услуги, операции с недвижимостью, услуги адвокатов и нотариат, ломбарды, бытовые услуги, медицинские и ветеринарные услуги, услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуги общественного питания, а также предприятия, производящие подакцизные товары (за исключением изготовления ювелирных изделий), добыча и реализация полезных ископаемых, игорный бизнес.
— Кроме имущественной помощи, какие еще виды помощи оказываете? Например, могут ли начинающие предприниматели получить консультацию по интересующему их вопросу?
— Да, конечно. Наши специалисты оказывают консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, развития предприятия и бизнес-планирования. У нас можно получить ответы на вопросы, касающиеся становления и развития малого бизнеса. Специалисты бизнес-инкубатора на безвозмездной основе помогут начинающим предпринимателям сориентироваться в кредитно-финансовой сфере, проинформируют о существующих видах государственной поддержки, помогут решить вопросы правового обеспечения бизнеса.
Есть еще ряд платных услуг, они связаны с подготовкой необходимой документации: сбор и подача документов в налоговый орган, составление бизнес-плана, технико-экономическое обоснование бизнес-проекта, разработка различных договоров: договоров аренды, трудовых договоров, должностных инструкций и т. п.
— Три года — предельный срок нахождения резидентов в бизнес-инкубаторе. Известно, что в прошлом году в тепличном хозяйстве уже был выращен и собран первый урожай редиса, огурцов, томатов. Результаты радуют?
— К сожалению, три года — это максимальный срок нахождения резидентов в бизнес-инкубаторе. Такая норма регламентирована Постановлением Правительства РФ и распространяется на все бизнес-инкубаторы России.
Отвечая на вопрос о наших резидентах, хотел бы заметить, что не все зависит от бизнес-инкубатора. Очень большое влияние оказывает и общая экономическая ситуация, а также ошибки в расчетах, неправильное прогнозирование сбыта. Очень много факторов, которые могут привести к тому, что резиденты бизнес-инкубатора посчитают нецелесообразным в дальнейшем заниматься предпринимательской деятельностью. Такие случаи у нас были. Однако есть и примеры успеха резидентов, их достаточно. Наиболее показательными из них являются индивидуальный предприниматель Заур Наток — основатель уже запатентованного бренда «Жак-Андрэ: пекарь-кондитер» и ИП Данил Вечерковский — основатель фирмы «Данила мастер», которая занимается производством корпусной мебели на заказ.
Оба предпринимателя начинали свой путь у нас, в республиканском бизнес-инкубаторе. Хочу отметить, что их отличает добросовестность, целеустремленность и порядочность, благодаря которым они и смогли завоевать доверие своего потребителя. Хочется пожелать им дальнейших успехов и процветания.
Сейчас резидентом АгроБизнесИнкубатора является начинающий фермер ИП Магомет Богус. По условиям программы, выращивать свои овощи в теплицах комплекса Магомет может в течение трех лет. Цель программы — не только обучить молодых фермеров, но и по ходу учебы помочь им накопить первоначальный капитал. Для этого он сделал ставку на томаты. Осенью заложил фундамент под их урожай. Растения вегетируют и развиваются хорошо. Если требуется обработка, то применяются только биопрепараты. Обслуживают теплицу и ухаживают за томатами пять человек. Прибыль от производства полностью пойдёт Магомету Богусу. За три года участия в программе он рассчитывает накопить средства на собственную теплицу. Всё организовано так, чтобы предприниматель мог выйти от нас, как состоявшийся бизнесмен.
— Для открытия своего дела необходим стартовый капитал. Для многих проблема именно в этом.
— Совместно с Микрокредитной компанией «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея» разработан микрозайм для резидентов бизнес-инкубатора под льготный процент, чтобы в первое время снизить бремя нагрузки арендных платежей, которые и так существенно ниже, чем цены по региону, а также получить ресурсы на закупку сырья и материалов.
Стоит отметить, что фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея создан для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея к финансовым ресурсам. Помимо микрокредитов есть и другие меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РА. Это гранты, субсидии, гарантии, компенсация затрат. Но это тема отдельного разговора.
— В заключение, что бы Вы хотели пожелать тем, кто только собирается сделать первый шаг к созданию собственного бизнеса?
— Не нужно бояться этого делать. Сегодня Правительство РА и Министерство экономиче-ского развития и торговли РА уделяют огромное внимание в части развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно что-то делать, предпринимать. Единственный тормоз на пути к нашим завтрашним достижениям — это сомнения. Если вы хотите создать свой бизнес, то начинать нужно уже сейчас, а не ждать удобного момента и случая. Приходите, обращайтесь, поможем!
От автора. «Выращивать» молодых бизнесменов, как цыплят, — еще десяток лет назад эта мысль звучала как глупая шутка. Сегодня такое явление, как бизнес-инкубатор, набирает все большую популярность…
На снимке: рабочая теплицы Оксана Пенькова пасынкует томаты.
Отправить ответ