
В школах Гиагинского района к этой памятной дате прошёл конкурс сочинений среди учащихся. Представляем вашему вниманию одну из работ — ученика школы № 8 им. В. Солдатенко Ислама Исаева. Мальчик учится в 10 классе, его учитель и наставник — Нина Васильевна Васильева, преподаватель русского языка и литературы.
Пройдут годы, изменятся
обстоятельства, и постепенно
успокоится Черкесия.
Страна, на которой нет места,
не окупленного подвигом,
не ознаменованного
кровавым событием.
К.Ф. Сталь.
Так начинает свой роман «Жернова» народный писатель Адыгеи, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, Герой Труда России Исхак Шумафович Машбаш. Писатель правдиво воскрешает героические страницы жизни адыгского народа в борьбе за свободу и независимость в Кавказской войне.
Как известно из истории, Северо-Западный Кавказ издавна привлекал человека на свои земли, щедро осыпая их своими дарами. На этой территории проживали адыги, о которых поэтично говорит И. Машбаш:
Адыги на земле моей живут.
Их издревле черкесами зовут.
Смеются солнцу,
добрых ждут дождей,
Живут адыги на земле людей.
Писатель, обращаясь в произведении «Жернова» к «дальним и ближним предкам», к «грядущим потомкам» с душевной болью пытается постичь горькую истину трагедии своего народа.
Адыги отличались красотой, достоинством и благородством манер. Гостеприимство — наиважнейшая добродетель. Мужество и отвага — главные качества адыгов. Их одежда поражала оригинальностью и изяществом И этот благодатный край был центром притяжения интересов России и Турции, Англии и Франции, Австрии и Венгрии. Адыгские племена, населявшие Черкесию, были втянуты царизмом в бессмысленную, кровавую бойню. В течение нескольких десятилетий между горцами и казаками шла изнурительная борьба. Жестокие действия царской армии доводили народ до отчаяния, возбуждали ненависть к врагу. М.Ю. Лермонтов в поэме об Измаиле-бее писал:
Горят аулы, нет у них защиты,
Врагом сыны Отечества разбиты…
Он убивает старцев и детей,
Невинных дев и юных матерей…
Черкесы отчаянно защищали свою родину. Они совершали набеги на казачьи станицы, захватывали скот и лошадей, грабили обозы и склады, угоняли в плен жителей. Пролитая кровь звала к отмщению, порождая новые столкновения.
До сих пор продолжаются споры о том, кто проявлял больше жестокости: казаки или горцы. И те, и другие стали заложниками планов царской России и Турции. По Адрианопольскому договору Турция уступала России то, чем не владела сама. «Мы никогда не были рабами, и впредь этого не допустим», — возмущались адыги. Весной 1828 года царское правительство обещало защиту каждому жителю Черкесии, изъявившему желание стать русским подданным. Но те не шли на поклон, они действовали в соответствии со своими представлениями о мужестве, чести и достоинстве.
Повесть И.Ш. Машбаша «Два пленника» рассказывает о трагической судьбе солдата русской армии, попавшего в плен к черкесам в период Кавказской войны, и маленькой черкешенки, ставшей дочерью Нижегородского полка. Со слезами на глазах перечитываю такую сцену: «Афипса схватила ружье отца, но не могла его поднять. Девочка, обессилев, упала лицом в траву и так горько закричала, и крик этот был такой силы, будто не ребенок кричал вовсе, а само небо исторгло этот крик, это горе…»
Афипса — совсем ребёнок. На ее глазах были убиты отец и мать. И крик девочки превратился в сплошной гнев. Как ей защитить себя? Она кусалась, отбивалась от офицера, пытавшегося её успокоить. И только услышав родную речь из уст Фёдора Даниловича, жившего одно время в плену у адыгов, Афипса на мгновение остановилась:
— Боже милостивый, что за красавицу вы привели ко мне! Откуда взялась эта ласточка в нашем грешном крае?
Эти слова растопили лёд недоверия к солдату. Афипса бросилась к нему на грудь и зарыдала.
— Ты, главное, не бойся никого, коль я с тобою рядом. Бородатые казаки только с виду хмурые, а сердца у них добрые… Война только их… Война, — заключил старый солдат.
Так зарождались дружба и взаимопонимание между простыми людьми, несмотря на трагические события.
Адыги, защищавшие свою Родину, сражались не против русского народа, а против царского самодержавия. Они знали: многие солдаты царской армии сочувствовали горцам, а некоторые переходили на сторону черкесов. В свою очередь, на смотре царского войска в Тамани черкесы пообещали царю Александру II защищать землю отцов и дедов от врагов до последней капли крови вместе с русскими войсками. Царь выслушал обращенные к нему слова и пообещал сделать всё возможное для удовлетворения просьбы черкесов.
К весне 1864 года Кавказскую войну можно было считать законченной. Тысячи черкесов собрались на последнее народное собрание. Старейшины говорили о многолетней борьбе, вспоминали погибших. Покориться они не хотели и решили покинуть родину, переселиться в Турцию. Через горы, тайными тропами потянулись к Чёрному морю целыми аулами. Расставаясь с родиной, адыги стреляли из ружей в воздух. Более пяти миллионов адыгов были вынуждены покинуть Родину, расстаться с могилами предков. Удивляешься мужеству этих людей!
Война на Кавказе стала одним из самых страшных событий в истории адыгов. Царская Россия использовала многотысячную армию, флот, казачьи формирования. А у адыгов было всего лишь народное ополчение. Несмотря на завоевательный характер войны, в России было много прогрессивных людей, выступавших против подобной политики «умиротворения» Кавказа. Так, известный писатель и дипломат А.С. Грибоедов выступал за упрочение России на Кавказе мирными средствами.
21 мая 1864 года в урочище Кбаада (Красная Поляна) был назначен парад Кавказских войск, посвященный окончанию войны. Офицеры и солдаты были награждены особыми крестами и медалями: «За отличие при покорении Кавказа», «За Кавказскую войну». В наши дни 21 мая стало Днем памяти и скорби, Днём согласия и взаимопонимания. Это горький и трудный урок истории, но и о нём надо знать и помнить, чтобы ценить мир и не повторять ошибок прошлого. Прошли годы, десятилетия с той поры, как воцарился мир на адыгской земле. Заканчиваю своё размышление словами И.Ш. Машбаша:
Давно не пахнут порохом ущелья,
Давно над ними пули не поют.
Бывает жарко только от веселья,
Когда невесту в дом свой приведут.
Что такое согласие и взаимопонимание? Это память, совесть и покаяние.
Отправить ответ