Страницы нашей истории. Пишу тебе, солдат… 19.04.25 г. № 29

В этом году газета «Красное знамя» отмечает 90-летний юбилей. В честь этой годовщины редакция будет знакомить читателей с публикациями, которые выходили в газете в различные годы; рассказывать о проблемах, поднимавшихся на полосах районки; жизненных событиях, находивших отражение в печатных строках. Давайте вместе пролистаем пожелтевшие страницы летописи нашего района.

Мы хотели прочитать вместе с вами выпуск газеты 1943 года. Именно в этом году Адыгея была освобождена от фашистских захватчиков. Однако при запросе в Российскую государственную библиотеку выяснилось, что первые номера газеты Гиагинского района «Сталинское знамя» в 1943 году вышли только в августе. Может, после окончания оккупации некому было заниматься выпуском районки, да и дело это небыстрое — собрать коллектив, наладить печатные станки, организовать поставку бумаги, краски. А может, были дела поважнее, ведь в первую очередь надо восстановить разрушенные хозяйства, убрать урожай, по крохам собрать мирную жизнь.

От Советского информбюро

Как бы то ни было, из главной библиотеки страны нам пришел третий номер 1943 года. Датирован он 25 августа и состоит всего из двух полос. И.о. ответредактора — Н.Ф. Замотина.
На первой странице — оперативная сводка за 23 августа. Как сообщает Советское информбюро, наши войска в результате ожесточённых боёв сломили сопротивление противника и штурмом овладели городом Харьков.

В ознаменование освобождения города десяти стрелковым дивизиям было присвоено именование «Харьковских».

Здесь же, на первой полосе, читаем заметку от Совинформбюро о потерях немецких войск. В ней говорится: «За время летних боёв с 5 июля по 20 августа с. г. наши войска на всех участках советско-германского фронта уничтожили: самолётов противника — 4600, танков — 6400, орудий — 3800, автомашин более 20 тысяч.

Потери противника убитыми составляют свыше 300 тысяч солдат и офицеров».

Уроки продолжаются

В подвале первой полосы заметка под названием «Организованно начать новое учебное полугодие». В ней говорится: «Гитлеровские банды, уничтожая и грабя богатства нашего района, не обошли и школы. Все 28 школ были опоганены, осквернены этими варварами, душителями культуры».

После освобождения района от оккупантов учителя, колхозники и учащиеся взялись за подготовку школ, чтобы хоть и с опозданием, но всё же начать учебный год: «Первого июля закончилось первое полугодие, перед нами встала задача: за летний перерыв привести в порядок школы к началу занятий во втором учебном полугодии», — говорится в заметке.

Несмотря на трудности военного времени, жители района старались создать все условия для учёбы детей. Кропотливо, с помощью общественности, учителя собирали учебники, инвентарь, материал для ремонта. Сами белили, мазали, приводили в порядок мебель.

Военрук школы совхоза «Труд» оборудовал спортплощадку, отремонтировал парты. Дондуковский педколлектив приготовил сам все наглядные пособия, учителя написали от руки 30 штук букварей.
Большую помощь в подготовке оказывали хозяйства. Так, колхоз «2 пятилетка», председателем которого был Крамаренко, обеспечил свою школу дровами к зиме; колхоз имени Молотова (председатель Сухорученко) помог с ремонтом.

«Немцы разрушили наши школы. Они хотели лишить советскую детвору грамоты и культуры. Не вышло и не выйдет!» — писало «Сталинское знамя».

«Страшно вспоминать…»

«Наш ответ И.Ф. Рудакову» — под таким заголовком вышла статья на второй полосе номера от 25 августа 1943 года. Колхозники колхоза имени Ворошилова Закаляевского совета написали открытое письмо своему односельчанину-фронтовику. Они поздравили Ивана Фёдоровича Рудакова с вручением ордена «Красное знамя» и пожелали скорее поправить своё здоровье, чтобы снова встать на защиту Родины.

«Ты спрашиваешь, как мы пережили оккупацию… Страшно вспоминать то время, когда хозяйничали на нашей колхозной земле немцы.

Многих твоих друзей уже нет в живых: Черепахина Семёна, Усовых Андрея и Ивана — их растерзали немецкие звери. Ночью схватили их, отвезли в Гиа­гинскую, раздели донага, били палками и прикладами, выкручивали руки и ноги, а потом полуживыми закопали в землю. Так они погибли. Миронову, Котляра Андрея и других колхозников избивали во время работы…

Ты помнишь, какой цветущий был наш колхоз, как богато, привольно жили мы! А теперь бы посмотрел ты: у многих колхозников сожгли дома, оставив без крова детей и женщин. Клуб разломали, разбили, испортили комбайны, трактора».

Многое пришлось пережить гиагинчанам, очень трудно было восстанавливать хозяйства. Но Родина ждала хлеба, и поэтому в работу включились все без исключения. Ячмень, пшеницу, просо и овёс уже убрали, шла уборка подсолнуха.

«Дорогой Иван Фёдорович, мы сейчас с радостью и волнением следим за известиями с фронта. Мы твёрдо уверены, что вы скоро прогоните с нашей земли ненавистных немецких оккупантов, и вздохнёт свободно и снова зацветёт наша родная советская страна».

От имени всех колхозников письмо подписали Васильев Михаил, Корнилова Ольга, Борисенко Нина, Дрюкова Ефросинья.

Кто ты, солдат Рудаков?

Кто же такой Иван Рудаков, с которым велась оживлённая переписка? Такого человека не нашлось ни в Книге памяти Гиагинского района, где перечислены погибшие воины Великой Отечественной войны, ни в Книге победителей, которая рассказывает о выживших фронтовиках. На сайте «Память народа» есть сведения об Иване Рудакове 1921 года рождения. Правда, место призыва записано с ошибкой — «Шагинский РВК, Краснодарский край, Адыгейская АО, Шагинский район». Старший лейтенант, поступил на службу в 1940 году, служил в 333 стрелковом полку 6 стрелковой дивизии.

Награждён орденом Красной Звезды (а не «Красного знамени», как указано в письме от земляков). Награду получил в марте 1943 года указом командования Юго-Западного фронта за образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество. В то время Рудаков был заместителем командира роты противотанковых ружей 333 стрелкового полка.

Есть и ещё информация о нашем земляке. На том же сайте упоминается Руданов Иван Фёдорович, но в оригинале документа, написанном от руки, фамилию можно прочитать и как «Рудаков». Это именной список потерь личного состава 333 стрелкового полка с 18 сентября по 1 октября 1942 года, в котором указано, что Иван был младшим политруком. Дата и место рождения совпадают — 1921 год, Гиагинский район. Мать — Борисенко Мария — живёт в Закаляевском сельсовете Гиагинского района. Иван был ранен 25 сентября 1942 года, эвакуирован. По всей видимости, после ранения он вернулся в строй и впоследствии был награждён орденом.

К сожалению, о дальнейшей судьбе солдата ничего не известно.

Письмо комсомольцам

Ещё одна публикация в газете 1943 года — перекличка комсомольских организаций района с фронтовиками-комсомольцами. Военнослужащие 10 гвардейской кавалерийской дивизии передали привет воинам трудового фронта и пожелали быстрейшего окончания уборочных работ.
В этом подразделении служил наш земляк-комсомолец Добросоцкий Георгий Петрович. В письме фронтовиков его называют одним из храбрейших бойцов, который совершенствует свою воинскую выучку, является отличником боевой и политической подготовки.

На сайте «Память народа» находим сведения о нашем земляке. Казак Добросоцкий родился в 1923 году в хуторе Игнатьевском Айрюмовского сельсовета, призван на службу Гиагинским РВК в 1943 году. Его боевой путь оказался совсем недолог. Он погиб в бою 31 августа 1943 года — спустя всего несколько дней после выхода районной газеты с его упоминанием. Похоронен в хуторе Котломин Ростовской области.

Совещание агитаторов

Полезная и важная работа — труд агитаторов. О нём рассказывает заметка на второй полосе старого номера газеты. В 7 часов утра агитаторы собираются у радиоузла вместе с колхозниками, записывают последние известия информбюро.

Агитаторы следят, чтобы каждый экземпляр газеты «Адыгейская правда» и краевого издания «Большевик» был вывешен на витрине, а затем аккуратно сохранён в подшивке. Проведение бесед с колхозниками, выпуск в бригадах «Боевых листков», организация трудовых соревнований, перепис­ка с фронтом — все эти темы обсуждались на совещании агитаторов.

Работа по-фронтовому

Несколько публикаций посвящены сельхозработам. Одна из важнейших тем, ведь обеспечение фронта хлебом — задача первостепенной важности. Так, звено Ольги Быковой является лучшим в колхозе имени Красина. Прополото 38 гектаров подсолнуха, 32 гектара кукурузы, 2,5 гектара свёклы и 50 гектаров колосовых. Члены звена ежедневно перевыполняют нормы выработки — вместо 20 соток делают от 25 до 30 соток на каждого.

Успешно идёт работа по подготовке кормов в колхозе «Октябрь». В течение двух дней заложено 60 тонн силоса. Лучшими в работе себя показали комсомольцы Бондаренко, Воробьёва, Машохин, Болдырев, Молчанов и другие. «Поможем нашему колхозу восстановить животноводство, какое оно было у нас до немецкой оккупации», — заявили комсомольцы.

А в Гиагинской МТС лучшим комбайнёром был признан Куликов. На своём комбайне он убрал 350 гектаров колосовых, сэкономив горючего 250 килограммов. За хорошую работу правление колхоза имени Сталина премировало передовика барашком.

Спекулянт

Кому — война, а кому — мать родна, гласит народная поговорка. Житель станицы Гиагинской Данильченко Ф. Д. при немецкой оккупации незаконно присвоил себе пару лошадей, на которых ездил по станицам и занимался спекуляцией. В станице Дондуковской он продавал картофель по 150 руб. за ведро. При задержании у него обнаружили почти 6 тысяч рублей. Народным судом Гиагинского района Данильченко осуждён к 8 годам лишения свободы с последующим поражением в правах сроком на 3 года.

Вот таким получился третий номер 1943 года районной газеты «Сталинское знамя».

Алёна Мачульская.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.